Детальный отчет о летней школе 2013

 

Летняя школа началась в здании бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. В рабочей обстановке инкубатора собрались коллеги со всей России, чтобы начать 4-дневный марафон по обмену опытом. Открыли школу приветствием Алексей Николаев (Intel) и Георгий Гоголев (ОАО «РВК»). Оба они подчеркнули важность развития инновационной экосистемы во всей стране. Георгий почеркнул, что важнейшая задача этой школы организовать правильный обмен опытом.

 

Молчанова Юлия, Куратор стартапов Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ, рассказала о том, как строится работа инкубатора и какие задачи решает каждая активность. Деятельность инкубатора можно разделить на 4 направления: Образовательные мероприятия, конкурсы/хакатоны, инкубирование проектов, консалтинг и экспертиза.

Профиль аудитории инкубатора:

  • 30% - уже работают в стартапе
  • 20% - хотят реализовать конкретную идею
  • 40% - хотят найти идею
  • 10% - не хотят быть
  • Предпринимателями

Для того, чтобы продвигать свою деятельность, инкубатор ипользует следующие способы коммуникации: сайт, партнеры, рассылка, анонсы в вузе, социальные сети.

Чтобы инкубатор успешно функционировал, важно определить сферы, с которыми он будет работать и четко их придерживаться. В HSE{inc} это:

  • Услуги;
  • IT & Mobile;
  • Инфраструктура;
  • Социальные инновации.

Для стабильной работы необходимо иметь несколько источников финансирования. Юлия рассказала о тех источниках доходов, с которыми работает инкубатор: НИУ ВШЭ (Самая большая часть), затем спонсорство, уже потом – резиденты, консалтинг, образовательные программы.

Команда HSE{inc} состоит из 7 человек, работающих fulltime, также используется аутсорсинг: видео, event, журналист, редактор сайта.

 

Анастасия Тюрина (Управление инновационной деятельности, Инновационный центр НИУ ВШЭ) рассказала осистеме коммерциализации научных разработок и поддержки инновационных проектов НИУ ВШЭ.

Если говорить о развитии любой сложной системы, то финансовая нестабильность, к сожалению, перекрывает все благие цели и любой руководитель обязан обеспечить  уверенную подсистему финансирования. Это задача любого руководителя.

Стратегические цели, которые преследует НИУ ВШЭ:

  • Университет мирового уровня в социально-гуманитарных дисциплинах:

- Проект «5-100» – вхождение в мировой рейтинг вузов ТОП-100

- Научное лидерство в области социальных наук

- Создание глобальных инновационных продуктов и технологий

  • Формирование нового поколения специалистов, создающих экономику будущего:

- Креативность;

- Лидерство;

- Профессиональное совершенство.

Основные научные приоритеты ВШЭ:

  • Социология и экономика:

- Работа с большими данными: аналитика и управление;

- Исследования потребительского поведения, формирование спроса;

- Электронное правительство: от e-government к we –government;

- Корпоративный менеджмент в социальных сетях;

- Экономика и логистика электронной коммерции в новых условиях;

  • - Развитие городского пространства.
  • Коммуникации в новой экономике и цифровом пространстве:

- Интеркоммуникации в макроэкономике;

- Медиакоммуникации;

- Культурологические коммуникации»

  • Креативная экономика:

- Дизайн;

- Edutainment.

Исходя из этого, формируются следующие цели инновационного офиса, которым руководит Анастасия:

1. Способствовать Университету в достижении стратегических целей и повышении глобальной конкурентоспособности;

2. Формирование устойчивой модели создания и вывода на рынок инновационных продуктов и технологий;

3. Помогать самореализации и воплощению в жизнь креативных разработок ученых и студентов Университета.

 

Дмитрий Калаев (Фонд развития интернет инициатив) рассказал о новой структуре. Фонд направленна развитие интернет предпринимательства. Миссия фонда: Предоставить возможность интернет-предпринимателям реализовать свой потенциал в России

Задачи ФРИИ

  • Формирование Среды,
  • Объединение и формирование инфраструктуры,
  • Стимулирование среды и инвестиционная деятельность.

ФРИИ ставит себе в план формировать спрос и условия существования продуктов интернет-предпринимателей, а в итоге выходит из проектов.

Деятельность:

  • Образование,
  • Экспертиза,
  • Customer Development,
  • Деловые игры (моделирование рынка, работа в роли венчурного инвестора)
  • Выделенная офисная площадка

Следующим этапом Школы стал переезд в пансионат Ершово, где проходили следующие 3 дня образовательной программы, а вечером этого же дня участники в неформальной обстановке познакомились, у каждого из них была возможность рассказать о себе, своем подразделении, обозначить цели и ожидания от школы.

 

Второй день начался с презентации различных форматов работы. Основатели GreenfieldProject, Михаил Корнеев и Ренат Гарипов рассказали о том, что можно сделать с проектами за выходные на примере своего проекта Harvest. Важный аспект – команда. Если нет правильных людей, то ничего работать не будет. Общайтесь с коллегами, которые делают то же самое в других регионах и странах. Важный вопрос – распределение задач. Когда все занимаются всем – не лучший подход.

Также Ренат и Миша рассказали кто такой ментор и зачем он нужен? Помочь, подсказать, обойти подводные камни.

Инкубаторы используют институт менторства в следующих целях:

  1. Развитие резидентов;
  2. Внешний асесмент проектов;
  3. Помощь проектам с контактами.

В настоящий момент стартапы не всегда понимают, что менторство им нужно. На Западе этот  институт гораздо лучше развит, чем у нас. При этом часто он относится не столько к инновациям, сколько просто к малому предпринимательству.

Проекты, на которые стоит обратить внимание: "500 стартапов" , "Masschallendge".

Среди стихийного развития института менторства у нас в стране обратить внимание можно в следующие отрасли: «Стартап и бизнес опыт», профессионалы в той или иной сфере (маркетинг, разработка и т п)

Мотивация менторов:

1. Ментору самому помогли в свое время, т.н. плюс в карму;

2. Вход в долю стартапа.

Менторство должно быть регулярным, не тратить время на процесс и не важные вещи.

Михаил Корнеев поделился своим опытом организации мероприятий. Мероприятиями занимаются 2 категории людей: «охотники и фермеры». Охотники – работают с тем, что уже есть на рынке (конкурсы стартапов), фермеры – вскапывают землю, сажают семена, развивают проекты. Мы должны быть  фермерами, чтобы стартап-рынок развивался и рос.

Для того, чтобы была аудитория – надо создавать «экосистему», развивать и раскачивать сообщество. Даже если это маленький город, далекий от стартап-инфраструктуры. Например, в регионах говорят: это же не Москва. Это не важно.

Форматы мероприятий:

  • Рабочие выходные (Харвест, ХакДэй, СтартапВикенд. Гараж 48, Лонч 48)

Идея «волшебного пинка». Команды собираются и активно работают 2 дня, выаолняя работу, которая заняла бы несколько недель. Задача: помочь сдвинуть проект с места. Познакомить людей друг с другом. Хантинг в стартапы. Люди делятся знаниями и контактами. Высокая энергетика. Это сложный формат.

  • Тематическая встреча (FeedBack, StartupWoman, Фабрика Бизнеса).

Берем тему и отрабатываем ее. Зовем интересных спикеров и организуем панельную дискуссию. После чего спикеры отвечают на вопросы из зала. Главное выбрать интересную для обсуждения тему.

  • Деловая игра

Ранняя стадия проектов. На деловой игре создается игровая атмосфера и на нее можно приходить даже без проектов.

  • Хакатон. Выглядит следующим образом: сидят гики с наушниками за ноутбуками и пишут код. Полезно командам программистов.
  • Группа пользователей технологии (МоскоуДжанго) - Очень легкий формат. Достаточно договориться на аудиторию и собрать народ.

Также Михаил провел игру: придумать и расписать программу мероприятия в определенном формате на кейсе определенного региона. Даны задачи, пройдя которые, подробно описывается программа, продвижение, организационные вопросы и прочее.

Результат: готовый план мероприятия.

Также Ренат и Михаил презентовали об одном из проектов - Russian Startup Rating. Его основная задача, как понимают ее сейчас - показать биотех, промтех проекты, а также ITпрофильным инвесторам. В июне были представлены топ-50 лучших проектов и был сделан вывод: надо  уходить от тех самых букв рейтингования, т.к. рейтинг больше дает рынку рекомендации, обращает внимание  на тот или иной проект. 

 

Следующим занятием стал  тренинг: «Модель коучинга лидеров проектов» Анастасии Тюриной. В своей речи она отметила: «Важно в работе сотрудников инкубатора с проектами понять истинные потребности и проблемы фаундеров. Часто запрос на решение того или иного вопроса в стартапе является лишь следствием другого, более глобального диссонанса в работе над проектом». Анастасия рассказала о том, как с применением методики «кругового коучинга» можно помочь самостоятельно расставлять приоритеты и находить правильные пути в решении задач. Анастасия подчеркнула разницу между консультированием стартапов и крупных состоявшихся бизнесов.  Затем, наглядно демонстрируя метод взаимодействия консультанта с клиентом sharing, спросила у аудитории, какие основные проблемы возникают при консультировании стартапов. Нехватка у клиента бизнес-мышления, зацикленность на продукте, отсутствие достаточного времени на размышления, желание переложить всю работу на консультанта, постановка ложных целей, завышенные ожидания — вот с чем часто приходится сталкиваться консультанту, клиентом которого является стартап.

 

Также в этот день состоялась дискуссия Владимира Владимировича Громковского с участниками школы на тему «Венчурный капитал - враг инноваций».

Как друг к другу относятся инвестор и предприниматель, получающий инвестиции? Правда есть у каждой из сторон, но существует реальная проблема научного поиска разработки инженерно-конструкторской и программистской работы.  Эта тема совершенно не академическая, поэтому спикер предложил порассуждать на реальных примерах об истериках прибыльности.

Так или иначе, выход на рынок проходит с несовершенным продуктом. Начинается генерация прибыли, поиск средств к существованию. Эта тема представляется одной из важнейших, потому что рано или поздно каждого затронет (всегда возникают проблемы, когда коммерческое начинает выбивать творческое). Если мы говорим о стартапе – то идет противостояние технической и экономической проблем, противоречия экономиста и разработчика.

 

Лекция "форматы вовлечения молодежи в предпринимательство" (Дарья Шубина, Наталия Федотова, Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ).

Опыт Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ имеет несколько ключевых точек. Часть из них была представлена Наталией и Дарьей:

1. Откуда берем людей:

  • Рассылка – 30 000 человек;
  • Facebook – 4250 подписчиков;
  • Vkontakte – 1350 подписчиков;
  • Twitter – 3500 фолловеров;
  • Партнерские ресурсы;

Редко:

  • Афиши;
  • Прямые приглашения.

2. Образовательные программы:

  • Два общеуниверситетских факультатива (по 32 часа);
  • Лаборатория бизнеса: фокус на создании бизнес-идей;
  • Создание успешного нового бизнеса: фокус на росте и развитии бизнеса;
  • Различные семинары и мастер-классы (2-3 часа, 3-4 раза в неделю);
  • Видеоконтент и трансляции;
  • Платные программы.
  • 3. Статистика. Мастер-классы:
  • 8500 человек
  • 70 % - НЕ студенты

4. HSE{13K} – Конкурс бизнес-проектов – это часть всероссийского конкурса бизнес-проектов BIT. Включает в себя образовательную программу во время конкурса. В этом году статистика конкурса была следующей: 130 заявок –> 14 финалистов –> 2 победителя, >60 экспертов, приз $ 13 000, дополнительные «плюшки» - консалтинг, места в коворкинге инкубатора, гранты Майкрософт, книги и т.д.

HSE{13K}  для проекта дает экспертизу, обратную связь, призы, знакомства, тренировку презентации, а в 2013 году – путевку в акселератор на площадке API Moscow.

5. Летние активности:

6. Чемпионат по деловой игре «Железный предприниматель»:

Командный конкурс-тренинг по коммерциализации заданной технологии, который проводится в региональных ВУЗах. Более тысячи человек активной молодежи из различных регионов России, а также Беларуси, Украины и Казахстана, принимают участие в локальных турнирах, в итоге победители встречаются на большом финале в Москве. Конкурс представляет собой командное соревнование команд по коммерциализации определенной технологии, заданной кейсом. Обычно технологии предлагаются локальными компаниями — партнерами чемпионата.

Инкубатор предоставляет:

  • Методики и руководства;
  • Логотипы, анонсы, тексты;
  • Помощь в привлечении спонсоров;
  • Образовательная программа (мы + партнеры);
  • Работа над кейсом;
  • Ведущий в день игры;
  • Работа с финалистами.

Региональный партнер предоставляет:

  • Организационный взнос;
  • Организационную поддержку (место + техника и т.д.);
  • Анонсирование и набор участников;
  • Поиск технологии;
  • Приглашение жюри;
  • Отправление победителей финал.

7. Ежегодная премия "Стартап года" для молодых компаний проводится уже четыре года и является хорошим мотиватором для студентов, интересующихся предпринимательством, а также позволяет привлечь внимание прессы, крупных и влиятельных компаний и организаций к малому бизнесу и инновациям.

Анастасия Дёмина (Биотехнологии будущего) рассказала на примере своей работы о работе с биотехнологическими стартапами. С этими проектами важно и сложно взаимодействовать - их технологии спасают жизни и помогают людям, в последнее время эта отрасль особенно активно развивается. За прошлый год в США в биотех было вложено 6 миллиардов долларов, в России  -  10 миллионов. Работать с учеными - не самое легкое занятие. Они мыслят категориями, отличными от предпринимателей. Важно пробудить в них интерес, «оживить» предпринимательские. Стартапы в биотехнологической сфере живут очень долго, иногда до 15 лет. Сейчас Анастасия курирует школу «Биотехнологии будущего», которая проходит 2 раза в год. В отборе на нее участвует от 5 до7 человек на место. Основная задача школы: познакомить ученых с предпринимательством, привить им «бизнес-мышление» и научить коммерциализировать свои проекты.  

 

Сергей Макаров (ООО «Инфраструктурные инвестиции  РВК», ОАО «РВК») провел интерактивный интенсив по бизнес-моделированию, куда привлек несколько «живых» стартап-проектов, в том числе и основанных на научных разработках. Участники Школы должны были помочь им заполнить пробелы в бизнес-моделях и научиться грамотно решать проблемы проектов.

 

Дискуссионная панель «Проблемы поддержки  высокотехнологичных  стартапов». (Алексей Серебренников (Зеленоградский Нанотехнологический центр), Вячеслав Дерновский (Группа компаний Leorsa), Денис Болтунов (МЭИ), Виктория Желтова (Северо-Западный центр трансфера технологий)) Модератором панели стал Максим Киселев (Технопарк «Сколково»).

Заявленной темой дискуссии стали высокотехнологические стартапы и  категории проблем, с которыми они сталкиваются: от финансовых до психологических.

Все спикеры отметили важность понимания того, что для превращения  технологии в продукт необходимо финансирование. Предложение денег за долю так или иначе возрастает, отслеживается положительная динамика. Какая доля адекватна при взаимодействии технологического стартапа и фонда? Вячеслав Дерновский так ответил на этот вопрос: «Доля определяется путем переговоров, многим нужно структурировать».  Киселев: «оценка запросов проектов чрезвычайно занижена». Демидов: «У фонда есть четкий фокус, мы не играем в долгую и, как правило, сразу четко понимаем, сколько и за что готовы дать».

Болтунов: «есть два типа высокотехнологического стартапа, по затратам они сильно различаются. Если группа исследователей приходит с полезной моделью, то, наверное, вопрос финансирования уходит на второй план, но когда группа потенциально хочет получить инвестиции под идею, очевидно что без помощи того кто создаст «интерфейс», не обойтись.

Следующим вопросом на повестке дня стал вопрос ментора, чем он может помочь и каковы его отличительные особенности? Болтунов: «Ментор не просто консультант, а человек,  который более глубоко внедряется в суть проекта». Андрей: деньги у ментора на втором плане, скорее это желание самовыразиться, естественно не бесплатно. Демидов: «Ментор - это либо собственник бизнеса, либо человек который уже работает с тем или иным бизнесом, понимает что это за проект, зачем существует на рынке и готов помогать именно из-за «любви к искусству».

Дерновский: «Ментор решает задачу коммуникации между бизнесом и людьми науки, люди разного склада ума, разной философии, разного мышления».

Желтова:  «У меня есть некая гипотеза: он должен искренне верить в этот проект и иметь отношение к его выводу. Он должен быть на этом рынке и  знать как устроен этот  бизнес, его можно и нужно пригласить в совет директоров».

 

В разговоре о том, как должен работать инкубатор, стало понимание того, что это должна быть смешанная модель: субсидирование (например, государственными программами или вузами) и  самостоятельное зарабатывание денег. О таком опыте рассказывала на своем занятии «Как трижды перезапустить инфраструктурный проект и не закрыться»  Маруся Подлеснова (RusBase, Стартап Афиша). Она также провела деловую игру по моделированию ситуационных кейсов для инкубаторов и технопарков, где участники смогли сами ответить на следующие вопросы: «Почему не всегда можно работать с крупным спонсорством? Как заработать государственному технопарку – кроме стереотипной аренды помещений? Как технопарку взаимодействовать с технопарком или венчурным инвестором?» Маруся отметила такое заблуждение, как мысль – мы не должны жить за счет  государственных денег, самое главное  -  самостоятельное существование  как бизнес-проект.

 

Анна Вакулик (менеджер проектов БИ НИУ ВШЭ)рассказала о предпринимательской инфраструктуре на примере Израиля.

Израиль, несмотря на то, что являются очень маленькой страной, находится в топ-5 по подаваемым патентам. Успешен по разработке и выведению на рынок новых технологий. Объем VCсоставляет 0,7% от ВВП. На примере Green Technological Incubator  (зеленые технологии, биомедицина 10-12 резидентов), который находится под управлением Клары Уорен и получает господдержку, мы можем познакомиться со следующими цифрами потока проектов. В течение года инкубатор получает порядка 200 заявок , 8-10 проходят на собеседования, и только 4 из них проходят дальше.  

Один из форматов, используемых для взращивания технологических проектов: Технологические теплицы. Более половины созданных теплиц удачно функционирует. Поддержку предпринимательства осуществляют  фонды.

Еще одна площадка - JVP- интересен тем, как он выглядит - это территория из нескольких зданий, на которой  вместе сосуществуют инкубатор, Культурный центр и фонд, который инвестирует  в технологичные проекты,  связанные с медиа и ИТ, занимается культурным и социальным предпринимательством (7й по капитализации VC в мире).

Вузы также поддерживают деятельность инкубаторов. Здесь показателен пример Техниона  - политехнического университета, основанный в 1926г. Находится в числе 40 лучших ВУЗов мира, 5й ВУЗ Европы. Среди 120 израильских компаний торгующихся на NASDAQ 60 основано/управляется Технионом. Университет занимается фундаментальной наукой, коммерциализация технологий – задача Центра трансферта технологий. Исследуя рынок, центр трансфера работает с известными вузами и структурирует работу с проектами.

 

Алена Владимирская рассказала об особенностях набора команды в стартапы и распределения качеств и компетенций по ведущим сотрудникам. На посевной стадии неправильно оценивают риск проектов: главный риск стартапов не в идее, а в команде (риск компетенций). Из пришедших 10 человек через 10 лет в команде остается 2,7. При запуске стартапа всегда рядом большое количество «тусовщиков» (не делают, а хотят только советовать) и большой входной трафик (много людей хотят работать в проекте). В первый месяц у команды подъем, к третьему начинается спад и уход (10->2,7). Уходят одни, другие тоже начинают задумываться об уходе. Не надо набирать много «лишних» людей, чтобы они не разошлись через 3 месяца и не унесли за собой что-то из стартапа. Важно держать связь с теми, кто хотел работать в проекте: иметь кадровый резерв. Чем харизматичнее фаундер, тем выше вероятность ухода людей, их замена проще, проект лучше идет к цели. При этом важно не проверять упорство фаундера.

При этом иногда можно проводить тесты на совместимость разных командных типов. В стартап лучше набирать людей  не через рекрут-агенства, а через тусовки. Набирать в стартап должен фаундер (много писать в соц. сетях и блогах, общаться на тусовках и т п), т.к. это будут «его» люди, которым он сможет доверять и делегировать.

Для инкубаторов важно набирать пул «часовых» работников (фотографы, pr, верстальщики и т п): увеличивается качество, уменьшаются издержки, также можно предлагать их инкубируемым проектам. Чем больше прописаны правила (kpi и тд), тем меньше непонимания, больше эффективность.

 

Следующий пункт программы: дискуссионная панель «Бизнес-модели и принципы работы успешного бизнес-инкубатора» (на примере БИ НИУ ВШЭ (Федотова Наталия), «Ингрия» (Сергей Дутов), «Дружба» (Антон Титков), «GrowthUp»(Николай Савин)). Модератор Дарья Шубина (Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ).

Целью дискуссии было заявлено создание и моделирование нескольких бизнес-моделей: частный инкубатор, городской инкубатор, инкубатор при вузе. Также каждый из участников рассказал о себе и своем БИ:

GrowthUp: мы по деятельности похожи на инкубатор Вышки, проводили много конференций и семинаров, мы частная структура. Но всегда оставались независимыми. В настоящий момент остро стоит вопрос повышения эффективности того что мы делаем. 

HSE{Inc}:начавшись как студенческая инициатива , постепенно мы стали полноценной структурой ВШЭ, сделали рывок и пришли к той модели которой мы являемся сейчас. 

Ингрия:Изначально был план создать конкурент Сколково - собрать 11 тысяч программистов с кучей бизнес центров в одном районе. Решили на время строительства создать временный проект бизнес-инкубатора. В итоге стройка заброшена, а бизнес-инкубатор успешно функционирует , сейчас там находится 80 резидентов. Сейчас ищем время на самоокупаемость. 

Дружба:Мы являемся первым инкубатором, созданным при вузе - в

2004году. До сих пор остаемся вузовским, есть также межвузовские проекты. Мы - маленький университет и не можем конкурировать с большими ВУЗами , именно поэтому проблемы с Финансированием , ищем другие каналы , пытаемся стать самоокупаемыми . 

Мы боремся за качество . 

GrowthUp:мы хотели больше клиентов, решили, что нужно приносить пользу как консалт компания, и тогда они придут в качестве заказчика. 

Чтобы дать базис,  начали создавать образовательные программы, но рынок был недостаточно зрелым. Решили совершенствовать инфраструктуру. На нашу структуру легло больше организационных вопросов.

HSE{inc}:У нас как у подразделения ВУЗа была простая стратегия - не отставать от западных вузов и попасть в топ-100. ВУЗу интересно, что мы выпускаем предпринимателей, интересно зарабатывать на своей интеллектуальной собственности. У нас схожая структура с Дружбой: от Университета получаем 7 млн. рублей в год. Еще 6 млн. нужно найти собственными силами. 

Из спонсоров преимущественно мы работаем с теми, кому интересен медийный бюджет, финансирование идет на конкретный проект с конкретным KPI. 

Дружба: у нас также есть поддержка от региональной власти, но она совсем маленькая -  около 1 млн. рублей. 

Ингрия: У нас было субсидирование от города, сейчас есть минимальные поступления от других источников.

GrowthUp: Мы перепробовали много всего, поскольку мы изначально позиционировали ноу прибыль. Было несколько хабов, кто мог бы пригласить людей, когда начали масштабировать. Начали помогать люди. Потом начали выводить на самоокупаемость , были попытки заработать на семинарах. Но рынок не резиновый, со студентов нечего взять. Почему бы не зарабатывать на историях успеха. Сейчас мы пришли к тому что хорошо понимаем механику рынка, все деньги зарабатывают на продаже проектов. 

Об образовательных услугах: 

Дружба: у нас есть большой образовательный блок, мероприятия проходят каждую неделю, повышая общие компетенции слушателей. Потом они приходят к нам где мы им даем уже более подробные консультации как стартапам. На старте всегда можем ответить на все вопросы которые их привлекают. Информационное сопровождение, консалтинг, и прочие услуги предоставляем для наших резидентов за 55 тысяч в год . 

HSE{inc}:у нас все просто: есть три вида образовательных программ, мастер-классы, длительные курсы, углубленная программа для резидентов.

Ингрия: приглашенные спикеры которым мы не платим, также есть ивенты, которые делают наши же резиденты, читают лекции. И лекций самих сотрудников инкубатора. Есть сетка курсов и сетка дежурных консультаций. 

GrowthUp: у нас много приглашенных спикеров. Семинары бесплатны.

 

В заключительный день Евгений Пелтола рассказал о том, как работает один из лучших в мире студенческих Бизнес-акселераторов StartupSauna, основателем которого он является. Сейчас Финляндии необходимо создание 200 тысяч новых рабочих мест. Акселератор должен способствовать созданию и развитию новых компаний, таким образом помогая в решении этих проблем. Для вовлечения активной молодежи используются яркие ролики, демонстрирующие обстановку внутри акселератора. Кроме того, что участие для студентов является бесплатным, запускаются такие мотиваторы, как статусность, репутация, влияние. За этим сейчас стремится молодежь.

Предпринимательство это что нужно пытаться делать снова и снова. Евгений выделил несколько типов стартапов:

  • Как стиль жизни 
  • Малый бизнес 
  • Масштабируемый стартап 
  • Покупаемый стартап 
  • Большие компании 
  • Потенциал 100 млн € 

Для того что бы стартап выжил, он должен быть лучше остальных продуктов. Многие компании потерпели фиаско, некоторые достигли успеха и привлекли более м20€ посевных инвестиций.

Также программа акселератора способствует развитию человеческого и социального капитала экосистемы:

  • Мероприятия
  • Ролевые модели
  • Менторы
  • Создание команд
  • Знание и опыт

И, конечно, самым важным активом, который унесли с собой участники HSE{SUN}  - личные знакомства, контакты и договоренности о сотрудничестве.

Команда Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ