Детальный отчет о летней школе 2013

День 1 (7 июля 2014)

Летняя школа HSE{SUN} началась в уютном офисе ФРИИ. Отрыла летнюю школу Юлия Молчанова, руководитель Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. Юлия рассказала о том, как работает бизнес-инкубатор, результатах работы, упомянула о программах и возможностях развития резидентов, поделилась правилами и ценностями команды бизнес-инкубатора.

Затем закомство с Фондом развития интернет инициатив провел Дмитрий Калаев, директор акселерационных и образовательных программ ФРИИ. Он рассказал о программах ФРИИ и специфике работы с проектами.

Участники посетили офис РВК, где Георгий Гоголев рассказал о работе РВК, программах поддержки инфраструктурных организаций и венчурном рынке.

дальше предстояла дорога в пансионат, расселение и большое знакомство по методике Глеба Тертычного.

Напомним, что Летняя школа HSE{sun} реализуется уже более пяти лет Бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ, и собирает на своей площадке специалистов инновационной сферы по методикам и инструментам поддержки и развития предпринимательства с различных уголков России. В этом году школа организована совместно с Фондом развития интернет-инициатив, а партнером выступила компания Intel.

 

День 2 (8 июля 2014)

Второй день Летней школы HSE{sun} ознаменовался большим количеством лекций, мастер-классов и дискуссий, которые были посвящены вовлечению в предпринимательство  и выявлениям особенностей работы со стартапами в различных областях.
Старт образовательной программе дала руководитель образовательных программ Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Анна Моисеева. Она поделилась уникальными инструментами вовлечения в предпринимательство, доказавшими свою эффективность, которые активно использует Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ. Форматы деловых игр, воркшопов и выездных региональных мероприятий помог понять, что самым важным и недостающим элементом для вовлечения молодежи является мотивация и сопровождение на начальных стадиях развития бизнес-проекта.

Знаниями о методиках создания предпринимательских сообществ в различных городах поделились Михаил Корнеев (GreenfieldProject) и Дарья Шубина (ФРИИ). Аудитория полностью поддержала тезисы о том, что нахождение в стартап-сообществах помогают за короткое время нарастить огромный пласт компетенций, связей в нужных кругах и увеличить «цену» как проекта, так и каждого члена команды.
Крупным корпорациям в наше время невозможно существовать без рождения внутри различных новых форматов вовлечения в предпринимательство. Следуя тенденциям развития отрасли, компания Intel развивает сферу Wearable Technology, о которой рассказал Алексей Николаев.

Станислав Триерс и Глеб Тертычный, представляющие на Летней школе Фонд развития интернет-инициатив, раскрыли все плюсы и минусы такого инструмента отбора проектов как стартап-школы. Наиважнейшим тезисом спикеров было качество программы, правильность подобранных экспертов и верная мотивация участников.
«Система социального обеспечения постепенно перестает работать и новым трендом становится система «позаботься о себе сам»» - уверен представитель Фонда «Наше будущее» Станислав Заботин. Он поделился знанием о том, что такое социальное предпринимательство и почему именно оно станет новым драйвером экономики в ближайшее время.

Жаркие обсуждения захватили и экспертов, и аудиторию во время дискуссии об особенностях работы с технологическими проектами, которая развернулась под модерацией Игоря Рождественского (Бизнес-инкубатор «Ингрия»). Главной победой отрасли на данный момент является рост популярности технического образования. Пройти дорогу от прототипа до серийных продаж поможет постоянная охрана ноу-хау, вовремя полученный патент и ежедневная работа над улучшением продукта.

Следующая дискуссия под руководством Дмитрия Калаева (ФРИИ) позволила участникам разобраться в особенностях работы с проектами в сфере ИТ и интернет. В итоге никто не смог поспорить, что самое главное для стартапера в данной отрасли – «бежать быстрее всех».

Артем Азевич поделился с участниками методиками трекинга проектов Фонда развития интернет-инициатив, который представлял в качестве спикера. Самое важное, как считает Артем, - это научить проект зарабатывать деньги.
Завершил образовательную программу второго дня Летней школы HSE{sun} Илья Красинский (ФРИИ) с рассказом об инструментах экономики стартапа и метриках. Благодаря прикладным инструментам, которые продемонстрировал Илья, стало очевидно, как проекту найти цель и эффективно идти к ней, используя метрики.

После насыщенной образовательной программы участники, не смотря на живописную природу вокруг и некоторую усталость, решили взять от экспертов Летней школы еще немного знаний и продолжили обсуждать различные инструменты вовлечения в предпринимательство и работы со стартапами.

 

 

День 3 (9 июля 2014)

Как устроен рынок венчурных инвестиций и работа венчурного фонда. Подготовка проекта к работе с инвестором. Павел Никонов (Фонд развития интернет-инициатив)
Павел Никонов рассказал о том, как устроен рынок венчурных инвестиций.
E-commerce и туризм – это сферы, в которых подняты наибольшие инвестиции. Для венчурного фонда наиболее важно, чтобы проект вырастал из стартапа и шел дальше. На стадиях pre-seed участие венчурных фондов минимально. Павел рассказал о стадиях финансирования, типологиях инвесторов. Подробно описал процедуру принятий решения фондом. Интересно заметить, что как правило, в фонде в итоге принимает итоговое решение только одно лицо. Существует разные цели инвестирования, например, фонды ищут глобальные истории, либо региональных лидеров, также некоторым фондам могут быть интересны нишевые игроки. Павел отметил, что у инвесторов могут быть разные стратегии. Могут быть важны большие истории, определенные стадии проекта, суммы, которые хочет получить проект. Другим инвесторам может быть важна география проекта, еще одним решающим фактором может стать – человеческий фактор, особенно для бизнес-ангелов.
На принятие решения об инвестировании может влиять канал привлечения инвестора. Например, если один инвестор рекомендует проект, то это может сыграть положительную роль в принятии решения. Важным фактором может стать наличие других инвесторов в проекте. Показательно, что при наличии инвесторов в проекте, следующий раунд поднять легче. Безусловно, важно качество команды и самого основателя, и все они отвечают необходимым компетенциям. Не стоит забыть и о клиентах компании и совпадении с инвестиционной стратегией инвестора.
При подготовки к встрече с инвестором важно помнить, что главное для него заработать. Нужно предложить ему то, от чего он сможет получить выгоду. Показать, зачем вы пришли к инвестору и сколько денег вам нужно.  Можно рассказать о нормах выручки, денежных потоках, упомянуть о проверенном среднем чеке, сегментах потребителей. Всегда интересны уникальные разработки и связи. Интересен тот факт, что инвесторы обычно более благосклонны к компаниям, у которых 2-3 основателя в проекте, а не один.
 

МОЗГОВОЙ ШТУРМ: Отбор проектов: критерии, форматы, лучшие практики. Модераторы Илья Николаев (Russian Startup Rating), Дарья Шубина (Фонд развития интернет-инициатив)
Дарья Шубина и Илья Николаев провели мозговой штурм о том, как отбирать проекты. Все участники школы разделились на группы. Каждой группе было выдано задание для мозгового штурма. Темы были такие:
- Бизнес-инкубатор делает отбор в резиденты с заключение договоров на 1 год. Цель: стабильно существующие резиденты, созданные рабочие места.
- Бизнес-инкубатор делает месячную интенсивную программу акселерации проектов. Цель: набрать на программу хорошие команды и через месяц из них выбрать резидентов.
- Венчурный фонд набирает проекты для интенсивной программы акселерации и финансирования. Цель: найти венчурные (быстрорастущие) проекты.
- Конкурс бизнес-инкубаторо с небольшиеми денежными и «бартерными» призами в финале. Цель: поощрить хорошие проекты и команды, дать кроме призов хорошую бесплатную экспертизу.
- Бизнес-инкубатор делает рабочие выходные (2,5 дня проекты работают с экспертами по заданному формату). Цель: повысить уровень зрелости существующих проектов, сформировать новые на ранней стадии.
- Муниципалитет проводит инновационную ярмарку и просит бизнес-инкубатор отобрать проекты на стенды, по которым пройдет мэр города и другие чиновники. Цель: отобрать проекты, которым внимание гостей будет наиболее полезно.

 

Дискуссия: Бизнес-модели и принципы работы успешного бизнес-инкубатора. Модератор: Дарья Шубина (ФРИИ), участники: Юлия Молчанова (Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ), Игорь Рождественский(Бизнес-инкубатор "Ингрия"), Юлия Титова (Бизнес-инкубатор Академпарка).
Дискуссия была посвящена обсуждению вопросов о том, как выстраивается успешная экономика технопарков и бизнес-инкубаторов.
В процессе обсуждения на основе опыта частных и государственных бизнес-инкубаторов, акселераторов и технопарков было выявлено какие услуги можно делать платными. Во-первых, это консультации, рабочие места, прототипирование, во-вторых, возможно брать процент от привлеченных денег, продавать франшизу. Кроме того необходимо проводить мероприятия, в которых заинтересованы государственные структуры (например, министерство экономического развития), спонсоры (например, РВК), вузы, которые участвуют в программе 5-100. 
Для привлечения спонсоров бизнес-инкубаторы должны учитывать критерии, которые для первых будут интересны: так, спонсоры готовы платить за целевую аудиторию, информационный повод, за решение задач компании, также неплохо сотрудничать с банками. 
Кроме того не стоит бояться делать платными мероприятия для участников, например, проведение курсов по дизайн-мышлению, ТРИЗу (огромный опыт бизнес-инкубаторов подтверждает, что платные курсы приносят более эффективные результаты участникам, т.к. вложение денег увеличивает их ответственность).
 
Программа акселерации: компоненты, инструменты, результаты. Наталия Федотова (ФРИИ), Елена Колбина (Бизнес-Инкубатор НИУ ВШЭ).
Наталия Федотова рассказала о компонентах и инструментах ФРИИ в процессе акселерации проектов.  
График программы работы с проектами выстраивается несколько месяцев. Начинается ведение проекта со стартового обучения в 3-4 дня, в течение данного периода проекты узнают о сегментах рынка, знакомятся с каналами привлечения клиентов, экономикой продуктов, рынком и конкурентами.
Далее в течение в 2 недель каждый проект делает метрики, посадочные старницы, статистику, дизайн.
На 3,4 неделе происходит работа с маркетинговыми коммуникациями, сми, работа с госструктурми, решаются бухгалтерские и юридические вопросы, происходят первые продажи 
На 5,6 неделе проекты учатся разговаривать с инвесторами, начинается построение финансовой модели.
Здесь же 10 проектов не проходят на следующий этап. На неделе 7,8 происходит знакомство с бизнес-ангелами,экспертами,на 9 неделе подводятся итоги, дорабатываются проблемы.
В течение 11,12 недель идет подготовка к демо-дню, в котором примут участие 20 проектов, 100-150 инвесторов.
У проекта в итоге должна быть упаковка: 2-х минутный питч, отчетные презентации, презентация на демо-день, тизер (а4 резюме о проекте).
Елена Колбина рассказала о принципах работы Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. В течение года в Инкубаторе ведется 20 проектов, в итоге резидентами становятся около 5 проектов. Резидентство стоит 10 000/мес. Для проектов проводятся консультационные сессии по решению финансовых, юридических и прочих вопросов, касающихся развития проекта (HSE Consult).
 
Зачем и кому нужны методика и экспертные сессии Russian Startup Rating. Илья Николаев (Russian Startup Rating).
Илья Николаев рассказал об основных идеях, целях и задачах проекта Russian startup rating. База данного сервиса насчитывает 1500 проанализированных проектов, его основная миссия сделать рынок прозрачнее: а именно, дать рынку информацию о проектах, а проектам возможность найти инвесторов. 
Работа сфокусирована в нескольких направлениях:
выявление проектов, которые не имеют широкой публичности в силу географического местоположения или рыночной ниши, в которой они работают;
анализ потенциала стартапов с помощью независимых экспертов;
обеспечение широкого медиа-покрытия за рубежом и в России для привлечения внимания к российским проектам и разработкам.
Методология оценки происходит в два этапа:  ступень анкетирования и экспертной оценки. 
В итоге проекты попавшие в RSR получают возможность познакомиться с теми, до кого в принципе не добраться, они получают качественный фидбек, а также шанс быть на виду у целевых инвесторов, широкое освещение в сми, приглашение на полезные мероприятия и конкурсы. Не проектам RSR может быть интересен проведением мощных мероприятий в уникальном формате, а также вовлечением в жизнь регионального сообщества новых проектов и экспертов.
 
Возможности «Сколково» для технопарков и бизнес-инкубаторов РФ: цели, инструменты, достигнутые результаты. Сергей Погребняков (Технопарк «Сколково»).
Сергей Погребняков рассказал о принципах работы технопарка «Сколково».
Во-первых, технопарк развивает технологические сервисы, проводит экспертизу, консультирует участников, развивает среду и атмосферу, сотрудничает с региональными технопарками.
Чем полезно «Сколково»:
  • технопарк готов делиться методиками,инструментами создания и развития технопарка;
  • он оказывает услуги аккредитованных провайдеров «Сколково, дает доступ резидентам региональных технопарков к экспертному сообществу «Сколково».
  • технопарк заинтересован в развитии инноваций в стране, увеличении количества аккредитованных цкп, расширении воронки проектов для региональных парков.
  • Технопарк планирует проводить встречи 2 раза в год для проведения централизованных мероприятий всех технопарков в сообществе.
 
Практика: методика трекинга. Артем Азевич (ФРИИ).
ФРИИ помогает развивать бизнес международного уровня, т.к. его методики позволяют увеличивать число проектов, их уровень зрелости, открыть доступ к инвестициям. Артем Азевич рассказал об основных методиках работы Фонда развития интернет инициатив. 
  • преакселератор фрии; 
  • участие сотрудников и экспертов ФРИИ в локальных событих;
  • заочные и региональные акселераторы: 3 дня обучения в Москве, далее ведет трекер в регионе;
  • стартап марафон: 15 консультаций для 50 проектов;
  • хакатоны: мероприятия для разработчиков и дизайнеров, в ходе которых они разрабатывают новые проекты;
  • стартап школы для студентов:
  • fail conference : предприниматели, которые провалили свои проекты, рассказывают о своем опыте.
 
День 4 (10 июля)
Стартап-путешествие: Чили или туда и обратно. Роман Никитин.
Роман Никитин, участник программы «Стартап Чили» рассказал о своем путешествии и особенностях этой программы. «Стартап Чили»  не берут деньги. Самая большая семья на планете, инструмент глобального форума.
Интересно отметить, что все институты завязаны на горнодобывающей промышленности.
При участии в программе, 90% ваших расходов организаторы компенсируют, 10% остается на самом участнике.
Роман отметил, что образовательной программы нет как таковой. Очень много менторов из Долины, приезжают на несколько дней и  живут, помогая участникам программы. Все построено на том, чтобы сделать как можно больше коммуникаций внутри. Раз в 3-4 месяца бывают демо дни в Сан-Франциско. Во время программы нужно набрать 4 тысячи баллов: выступления, организация мероприятий (хакатон).
 
Дисскуссия: для чего нужны конференции. Петр Татищев, Роман Никитин, Дарья Шубина.
Петр Татищев с Дарьей Шубиной и Романом Никитиным провели дискуссию, зачем нужно участвовать в конференциях.
Ниже представлено несколько тезисов, вынесенных из дискуссии.
  • Со стороны организаторов конференций важно донести до стартапа ценность участия в тусовках, конференциях
  • Перед тем как идти на конференцию представителю проекта следует определить ожидания, прежде чем общаться с чиновниками.
  • Как сделать хорошо публичное выступление: готовиться!
 
Преакселератор ФРИИ как инструмент поддержки и отбора проектов. Вадим Малыч.
Вадим Малыч рассказал о преакселераторе ФРИИ: о том, что это такое и как в преакселераторе работают со стартапами.
Существует три основных требования к проектам: рынок (на каком рынке мы работаем, какой потенциал и чего мы можем достичь), укомплектованная команда и продукт (MVP). Большинство проектов не умеют о себе рассказывать. Непонимания своего рынка и сегмента на нем. План доходности: как зарабатывать будете?
В мае провели исследование: где у проектов самые ключевые боли (не знают экономику, как развивать продукт, вопросы по команде, конкурентам). Что заметили: компетенции в команде не соответствуют,  продукт не понятен.
Показатель: 40 тыс проектов через образовательную программу, потом  отгружать в регионы.
Не всем нужны инвестиции, но все хотят развивать свой проект.
Дать возможность достучаться до инвесторов.
Поддержка проектов: 1. Смотрят видео (разбор реальных кейсов и ошибок). 2. Отвечают на вопросы (список ключевых вопросов, ответы на которые хочет получить любой инвестор).  3. Получают советы от экспертов (что-то сделал и получаешь обратную связь). 4. Презентуют свой проект (получить скайп-консультацию).
Что можно транслировать в регионы: бесплатные обучение и консалтинг от экспертов. Что интересно ФРИИ: информирование вашей аудитории о нас, проведение совместных активностей.
Экспертная оценка – это возможность видеть кейсы из других регионов и лучше понимать, что происходит на рынке (аналитические отчеты, инфографика).
 
В завершении последнего дня школы в офисе Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ прошло еще несколько лекций. Анастасия Тюрина рассказала об управлении инновационной деятельности НИУ ВШЭ, специфике работы с ВУЗом и развитии стартап-комапаний. Затем выступил Сергей Голубев, который рассказал про акселерацию и подержку социальных предпринимателей. Он познакомил участников с технологие программы Школы начинающего предпринимателя, особенностях подготовки тренеров для реализации программ и помог разобраться участникам в том, что такое социальное предпринимательство и почему важно его развивать.
Образовательный день завершила Елена Колбина с рассказом о резидентах Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ, провела экскурсию по офису, познакомила участников с представителями стартап-комапаний. На этом день завершился, большая часть гостей Летней школы отправились домой, а часть осталась на дополнителюную программу следующего дня: встречу с Евгением Левкиным, посещение DI Telegraph - коммерческого коворкинга в Центральном Телеграфе и финала конкурса Бизнес-проектов HSE{14K}.