Детальный отчет о школе

Программа летней школы началась еще в офисе Бизнес Инкубатора НИУ ВШЭ, который и стал точкой отсчета столь насыщенных выходных. Первыми выступающими по праву оказались Алексей Новосельцев (Директор по инновациям и развитию предпринимательства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») и Денис Гусев(в настоящее время заместитель директора по инновациям и развитию предпринимательства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»). Первый опрос участников показал, что на Летнюю Школу HSE{SUN} приехали люди из множества не только городов, но и стран: первое знакомство выявило предпринимателей из Москвы, Волгограда, Санкт Петербурга,  Казани, Перми, Петрозаводска, Ярославля, Киева, Караганды и многих других.

В своем выступлении они по очереди рассказали о роли Бизнес Инкубатора как института предпринимательства. Высшая Школа Экономики  все больше в своём развитии делает упор на предпринимательстве. Организуется всё больше мероприятий, направленных на то, чтобы каждый участник увидел своё место в бизнесе, увидел возможных поставщиков и клиентов. У нас, как и у каждого института, есть своя определенная миссия. Мы стремимся к осуществлению программы инновационного развития не только частного предпринимательства, но и гос. корпораций. Существуют компании, на которые стоит ориентироваться, пример – Google, Rambler и многие другие, динамично развивающиеся в современном мире. Всё чаще студенты, имея собственные идеи, не хотят становиться наёмными рабочими, а по собственной инициативе создают собственный бизнес, и инкубатор им в этом помогает.

Но что же может дать Бизнес Инкубатор и Летняя Школа Предпринимательства в частности тем, у кого уже есть опыт в бизнесе, так называемым серийным предпринимателям? «Связка профессор + предприниматель нового бизнеса дает в конечном итоге синергию необычайной силы, во много раз превосходящую возможности каждого отдельно взятого фактора».

 У многих возник вопрос, что же можно отнести к понятию «инновация». Было предложено множество вариантов определения этого понятия,  но в конечном итоге участники сошлись на том, что инновация возникает тогда, когда на рынке появляется продукт с новым качеством, ранее никогда не использовавшимся; тем не менее, более жесткого определения подобрать так и не удалось.

Еще одной идея, затронутая спикерами – введения изучения предпринимательства и знакомства с инструментами инновации в учебный план студента. В данный момент работа в бизнес инкубаторе и посещение семинаров и мастер классов в НИУ ВШЭ является факультативным, то есть добровольным занятием, отнимающим время от учебы, обозначенной в учебном расписании. «Было бы замечательно, если бы студенты могли тратить учебное время на инновации и получать за это баллы и бонусы. Это бы стимулировало их узнавать о предпринимательстве больше и создавать собственные стартапы,  в чем Вышка готова им помочь».

Следующим спикером стала Людмила Павлова, заместитель руководителя Бизнес Инкубатора НИУ ВШЭ. Продолжив тему Бизнес-Инкубатора НИУ ВШЭ, она рассказала о жизни инкубатора вчера, сегодня, завтра. Как человек, который знает об Инкубаторе всё, с момента его рождения, Людмила привела интересную статистику: HSE-INC проводит более 100 мероприятий в год, что собирает более 8000 участников. Резидентами инкубатора являются около 10 стартапов, сопровождающих более 30 проектов.

Главными характеристиками инкубатора были и остаются  предпринимательский подход, практический опыт, следование трендам, открытость людям и стартапам (не только из Вышки), инициатива снизу. Идея инкубатора возникла у студентов, а не у администрации института, и достигла нынешних масштабов не только из-за финансирования проектов от НИУ ВШЭ, но в большей мере  благодаря упорному старанию команде инкубатора. Команде, не ожидающей распоряжений сверху, а стремящейся принимать самостоятельные решения, способные усовершенствовать не только работу Бизнес Инкубатора в частности, но и оказать помощь каждому обращающемуся за советом бизнесу в отдельности. За последний год в инкубаторе проводилось два длинных курса, множество полезных тематических занятий и отдельных семинаров, которые идут практически ежедневно. Кроме этого, после каждого мероприятия можно посмотреть видеозапись, которая содержится на специальных ресурсах инкубатора. 

Более того, инкубатор проводит конкурсы, участники и победители которых получают ценные призы и консультации от ведущих специалистов из самых разных сфер деятельности. Примеры  таких соревнований – конкурс HSE{10K}, где победитель получает $10 000 на развитие своего бизнеса, премия «Стартап Года» для успешных молодых компаний, Железный предприниматель, позволяющий студентам побыть в  роли начинающего бизнесмена, за час придумать бизнес, опираясь на определенную технологию и провести его краш-тест, презентовав перед коллегией жюри. Самое важное во всех мероприятиях, проводимых инкубатором – возможность обратной связи, консультация с профессионалами по конкретным волнующим предпринимателя вопросам.

Участников летней школы заинтересовал вопрос о том, чем Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ может помочь своим стартапам-резидентам. «Зимой этого года мы получили новый офис, где около 1000 кв. м площади. Кроме площади под офис, мы предоставляем необходимое оборудование, консультации со специалистами и в отдельных случаях финансирование фонда посевных инвестиций. Перед попаданием в инкубатор стартапы проходят тщательный отбор. Стартап, ставший нашим резидентом, имеет право инкубироваться около двух лет. После этого обычно стартапы перерастают размеры офиса и расширяются, становясь зрелыми компаниями. 

Первым выступающим во второй день HSE{SUN} оказался Петр Татищев – руководитель бизнес-инкубатора InCube и один из создателей GreenfieldProject – стартовой площадки для высокотехнологичных стартап проектов ранних стадий. Темой его выступления была «интерактивная сессия :можно ли научиться предпринимательству?». Опираясь на множество словарей, Петр нашел, что определение слова «предприниматель» чаще всего содержит в себе такие понятия как любовь к риску, азарт, везучесть, надежда на удачу и врожденная способность к предпринимательству. Да, это всё верно, но только до определенного момента. На самом деле, качества, необходимые успешному предпринимателю – это уверенность в собственных силах, готовность принять риск, наличие возможностей развития и умение их опознать, любопытство. Это – ключевой набор качеств человека,  занимающегося предпринимательской деятельностью. И все они могут стать приобретенными. Для этого необходимо лишь мотивация, уверенность в себе

Кроме этого, Петр рассказал об удивительной статистике: степень неприятия неопределенности в России самая высокая по сравнению с остальными странами. Это заявление вызвало активную дискуссию среди участников. Еще одна тема, нашедшая отклик слушателей – обучение предпринимателей. По мнению Петра, эффективное обучение  возможно тогда, когда они осознают, чего хотят добиться и имеют какой-то опыт работы в этой сфере. Этапы развития любого бизнеса – идея, реализация, рост, и на каждом из них есть причины, влияющие на человека и в хорошем, и в плохом виде. Это могут быть личные, социальные, культурные и другие аспекты. И для развития стартапов на каждом из уровней существует множество программ. 

Пример таких программ ­- Enterprise Tuesday, Post graduate diploma in entrepreneurship и многие другие. GreenfieldProject также предлагает обучающие программы для бизнесов на разных стадиях. Это PoSEEDelki, Harvest  и Feedback.

Цель Посиделок в том, чтобы дать возможность участникам рассказать о своей идее на ранней стадии развития проекта и получить обратную связь от экспертов. На мероприятии создается максимально неформальная атмосфера для открытых дискуссий, кроме того, они проводятся в крупнейших московских вузах, 2-3 раза в месяц - НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МФТИ, МЭСИ, РГГУ, МГТУ.

Цель Harvest'а – помочь начинающим предпринимателям сделать первый шаг для реализации своей идеи, найти единомышленников, поработать с экспертами. Данное мероприятие проводится раз в квартал для 20-30 команд, которые работают над своими стартап проектами все выходные.

Цель Feedback – получение участниками обратной связи от рынка и проверка своего страртапа на прочность. Мероприятие, проводимое раз в месяц, состоит из нескольких частей: дискуссии экспертов на актуальную для стартап - предпринимателей темы и презентации проектов с детальным обсуждением экспертами и аудиторией. В дальнейшем GreenfieldProject планирует активно сотрудничать с Кембриджем и устраивать курсы с привлечением иностранных спикеров.

Второй спикер – Леонид Бугаев (креативный директор Nordic Agency AB) -  поделился собственным опытом в создании бизнеса. Тема его выступления звучала как «Чем помочь стартапу?» Для начала Леонид рассказал про свои падения. Первый бизнес, созданный в 1998 году, прожил всего 6 месяцев. Причиной развала стал конфликт с партнёром. Еще один проект, начатый в 2001 году, не смог существовать без постоянного вливания иностранного капитала. Возникает вопрос: что же делать, чтобы не упасть?

 В качестве одной из проблем бизнеса того времени Леонид упомянул, отсутствие таких возможностей, которые предоставляются молодым предпринимателям сейчас. Бизнес инкубаторы, венчурные фонды – было сложно найти того, у кого можно было бы попросить помощи. Но и сейчас стартаперы делают массу ошибок. В первую очередь, амбициозные предприниматели хотят стать известными и получать крупные прибыли, чуть ли не в первый день своей деятельности. Более того, им зачастую кажется, что их продукт настолько инновационен, что сможет затмить таких гигантов как Google или Microsoft. Естественно, когда фирмы сталкиваются с жизненными реалиями, многим из них приходится отступать.

Первое слово, первое понятие, которое должен помнить стартапер – это клиенты. Продукт должен создаваться для него и ради него. Второе слово – Cash. Пусть деньги частенько являются не самой любимой темой для обсуждения, но самым очевидным показателем успешности компании.

Сейчас, когда существует столько фондов, конкурсов, инкубаторов кажется, что все просто: пришел, показал презентацию, получил деньги. Но здесь большее зло подстерегает не столько инвестора, сколько сам стартап. Зачастую молодые предприниматели теряются от такого обилия денежных средств и просто не знают, что с ними делать. Впоследствии они тратятся впустую и бизнес загибается. Основное, что могут предложить данные мероприятия – общение с тренерами, которые могут показать, как делается бизнес. Здесь в противоборство встают знания и опыт. Многие говорят: мир слишком быстро меняется, нужно действовать прямо сейчас, а уж потом разбираться по обстоятельствам. Другие, менее рисковые, делают упор на то, что пока не узнаешь рынок, не пообщаешься с умными людьми, спешить не стоит. Это также две стороны одной медали: не нужно принимать скоропалительных решений, но и выслушивать каждого советчика тоже не стоит, ведь сколько людей, столько и решений.  Лучшее, что можно предложить в данной ситуации – найти ментора, активного игрока, своего рода сенсея, который на ранних стадиях развития бизнеса за символическое вознаграждение будет показывать возможные направления развития и предостерегать в случае появления подводных камней.

Следующим спикером стала Юлия Щеглова. Как руководитель  программы Microsoft BizSpark в России, она представила данный продукт и в подробностях рассказала о его преимуществах.

BizSpark - Программное обеспечение Microsoft для разработки и размещения тиражируемых продуктов и сервисов в Интернете. 

Плюсы этой программы в том, что Microsoft оказывает техническую поддержку продукту, предлагает максимальный пакет подписки MSDN и лицензии на серверные продукты Microsoft, поддерживает российских и международных партнеров по сообществу BizSpark. Кроме того, данная программа оказывает помощь в продвижении на международный рынок и поиске инвесторов.

Условия участия в программе BizSpark крайне просты. Требования к компании минимальны: компания должна разрабатывать программный продукт или услугу, основанную на программном обеспечении,  должна быть зарегистрирована или находиться в процессе регистрации. Кроме того, возраст данного бизнеса не должен превышать трёх лет, а годовой доход быть менее 500 тыс. долл. США (для России). Важное условие, привлекающее множество участников – бесплатное использование программы. В данный момент в программе принимают участие уже более 1500 стартапов, с помощью неё реализованы сотни проектов. становясь партнером BizSpark, команда получает ряд преимуществ, таких как участие во всевозможных мероприятиях, инвестиции, помощь в продвижении проекта, скидки на хостинг, техническое и бизнес-обучение, юридические и бизнес консультации.

Также Юлия рассказала про фонд посевного инвестирования Microsoft, который работает с проектами в области ПО и Интернета. К рассмотрению принимаются проекты, находящиеся на предпосевной стадии, в процессе разработки прототипа или первой версии. Также, проект должен иметь проработанную бизнес-модель и бизнес-план. Предполагаемое финансирование для стартапа – от 30 000 до 250 000 долларов.

За полгода работы фонда было подано 150 заявок, из которых в финал вышло только 14 проектов. в конечном итоге финансирование получили всего 5 стартапов - ePythia, Wobot, ColorPen, PiratePay и Ajatix.

В данный момент компания Microsoft активно содействует продвижению стартапов в России. Примеры мероприятий Microsoft для стартапов -  форумы, технологические конференции и лабораторные работы (например, BizSpark Camps, Innovation Days, DevCon, Microsoft Student Day и так далее).

Кроме того, эксперты Microsoft участвуют во множестве мероприятий и конкурсов партнеров: RisVentures, Startup Weekends, HackDays, Начинай!, БИТ, Web ready.

Еще одна программа - Startup Accelerator. В её преимущества таже входят взаимодействие 1:1 с Партнером, включая единую “точку входа” и план взаимодействия, совместный маркетинг с бизнес-сегментами Microsoft, бизнес-обучение/консалтинг, менторская помощь, технологии, технологическое обучение, инвестиции и PR от Microsoft и/или партнерского сообщества.

Игорь Рождественский, директор бизнес-инкубатора технопарка «Ингрия» рассказал о технопарке и его достижениях. Сама «Ингрия» представляет собой комплекс зданий, окончание строительства которых намечено на 2015 год. Услуги технопарка позволяют резидентам сконцентрироваться на профильной деятельности и повысить уровень развития своей компании. Строительство технопарка на изначально незастроенном и инженерно неподготовленном земельном участке позволило уже на этапе проектирования предусмотреть передовые инженерные и архитектурные решения. Миссия технопарка ­- содействовать развитию экономики города, обеспечивая уровень качества продукции, корректировку целей и предоставление услуг, тем самым, способствуя увеличению стоимости компаний сектора высоких технологий. Цели - достижение синергетического эффекта от использования ресурсов разных компаний и научных организаций, совместно находящихся в технопарке, и создание экосистемы для ускоренного взаимодействия между компаниями сектора высоких технологий и сокращения сроков практического применения инновационной продукции.

Основные направления деятельности «Ингрии» - поддержка в становлении и развитии малых технологических компаний; инкубирование компаний, воплощающих в жизнь инновационные идеи; создание экосистемы, где малые инновационные компании и крупные транснациональные предприятия могут найти сферы взаимовыгодного сотрудничества в области создания и развития высокотехнологичной продукции. Кроме того, технопарк стремится создать партнёрскую сеть с развитыми формальными и технологическими связями с университетами, научно-исследовательскими институтами, организациями, осуществляющими НИР и ОКР.

Много внимания уделяется инфраструктуре IT компаний – практически 80% резидентов (всего в технопарке 700 компаний, 15000 рабочих мест) «Ингрии» являются компаниями-разработчиками в сферах Интернета и ПО. Относительно недавно резидентами технопарка начали становиться компании, занимающие нано-технологиями.

Технопарк выступает за расширение систем связи среди компаний, когда знаешь, кому позвонить, кто может заинтересоваться проектом, кому предложить принять участие в стартапе. Для этого в «Ингрии» проводятся открытые мероприятия: Open Days  Ingria (выступление приглашенных спикеров), Lead the way (обсуждение тенденций рынка с профессионалами и другими командами предпринимателей). Есть также  закрытые мероприятия, исключительно для резидентов бизнес-инкубатора:  StartupLynch (краш-тест для стартапов), VC Day (площадка для встреч и проведения переговоров между инновационными проектами, инвесторами и бизнес-ангелами с целью привлечения в проекты финансирования) и многие другие. 

Татьяна Цветкова (директор по развитию компании Fast Lane Ventures) порадовала слушателей, сказав о том, что Россия в данный момент является крайне перспективным рынком для Интернет проектов. «На данный момент в нашей стране одни из наибольших показателей потребления Интернета, и рынок всё продолжает расти. У нас есть все возможности догнать Европу и США по многим пунктам. На сегодняшний день в России сильно выросли онлайн затраты».

В связи с этим Fast Lane занимается копированием успешных западных продуктов, приспосабливая их к условиям российского рынка. Опытным путем было выявлено, на какие проекты в первую очередь обращают внимание Бизнес-ангелы. Стремясь стабилизировать ситуацию и снизить  риски, они отдают предпочтение тем продуктам, что уже были проверены на других рынках или являются прототипом успешных моделей, действующих на западе. Кроме этого, важным аспектом является масштабируемость проекта (особенно это интересует фонды, готовые вкладывать на ранней стадии развития проекта) – есть ли возможность вырастить из стартапа прибыльную крупную компанию, будет ли она расти пропорционально вложениям в неё? 

На какой бы стадии не находился стартап, для любого инвестора первой точкой отсчета является лидер и его команда. Одна из наибольших проблем, с которыми приходится сталкиваться инвесторам в данный момент – низкое качество управления функционала внутри команды. Кроме того, встает вопрос образования: в России множество вузов, которые готовят высококачественных экономистов, управленцев, менеджеров, дают им много теории, но мизерное количество практики. Соответственно, сталкиваясь с динамикой процессов, происходящих в бизнесе, принять верное решение быстро и безболезненно для компании смогут немногие: ведь рынок не часто подчиняется правилам в краткосрочной перспективе. Кроме того, существует проблема, присущая множеству людей: отсутствие готовности взять и сделать, принять важное бизнес-решение и воплотить его в жизнь.

Чтобы соответствовать скорости развития рынка, Fast Lane в качестве эксперимента начали проводить программу Fast 50: запустить проект за 50 рабочих дней. План действия составляется заранее, заготавливается несколько подходов и вариантов развития событий, которым и следует команда. Многим проектам приходилось раздвигать временные рамки, но были и такие, которые достаточно успешно стартовали за столь короткий срок.

Кто-то может обвинить Fast Lane в плагиате и копировании западных проектов, но суть не в том, чтобы украсть чужие идеи. Сама по себе идея ничего не стоит. Кроме того, необходимо учитывать специфику рынка конкретной страны. «Зачем нужен Fast Lane? На российском рынке были огромные пустоты проектов, которые можно было заполнить и тем самым как минимум, догнав европейские страны. Что мы в свою очередь и делаем». 

Своей удивительной историей успеха поделился Дмитрий Климов – создатель проекта «Флуоресцентный Наноскоп», который выиграл ряд престижных конкурсов: IdeaMining в МФТИ, HSE{10K} в НИУ ВШЭ, БИТ-2008, а также представлял Россию на крупнейших международных конкурсах инновационных бизнес-планов Intel+Berkeley Technology Entrepreneurship Challange (IBTEC 2008 - полуфиналист), Sillicon Valley Open Doors (SVOD-2008 - финалист), MassChallenge-2010 (финалист – из 111 команд прошедших в финал, 109 были из США, 1 из Израиля и 1 из России - Наноскоп), Startup Sauna-2011 (финалист).

Дмитрий рассказал, с какими проблемами можно столкнуться, когда ты делаешь бизнес в России. Начиная от потери времени и денег при транспортировке деталей из заграницы, когда теряется масса времени из-за задержки на границе и починки этих же самых деталей при поломке из-за  неаккуратного обращения пограничниками и заканчивая нулевой координацией между исполнителями и операторами. Планировать бизнес в России, привлекая какие-либо ресурсы из других стран, очень сложно: большие налоги и куча бумажной работы не дадут спокойно заниматься непосредственно разработкой продукта.

Чтобы увидеть разницу нужно поехать в какую-либо другую страну и пожить там, считает Дмитрий. В России сложно поменять многие вещи в системе бизнеса, так как при этом придется менять законодательство (корпоративное право, налоговый кодекс, бюджетное финансирование, налоги на вход, проверки). То же необходимо сделать с  менталитетом людей, а именно заставить их понять, что коррупцию нельзя воспринимать как данность, а людям нужно доверять. В данный момент в стране процветает «презумпция виновности».

Примером стран, на которые нужно равняться, могут служить Индия, Китай, Скандинавские страны. Кроме того, не стоит забывать про Европу: европейский PhD у моменту получения степени знает 4-5 языка, отучился как минимум в 3 вузах, побывал по работе в 5 странах и имеет широкий кругозор, то есть способен поддержать разговор не только в своей области, но и  других, несвязанных с его профессиональной деятельностью.

Одной из наиболее успешных идей Дмитрий считает Mass Challenge – трёхмесячный конкурс, собирающий сотни участников, коучеров и экспертов. Его устройство таково, что людям приятно не только работать, но и жить там. Обстановка, создаваемая в офисе, в чем-то неформальная, дающая множество свобод,  позволяет расширить границы представления о возможностях бизнеса. Бесплатные бонусы в виде коучинга, судей, фотографов, получения контактов, уже не говоря о кофе-пиве-вине – всё это дает возможность окунуться в ту жизнь стартапера, которая на данном этапе в России невозможна.

Масштабы HSE{SUN} отразились и в разнообразной географии выступающих. Одним из таких спикеров спикером стал гость из Израиля Эдуард Штейнбург – глава торгово-экономического представительства Израиля в России. В своем выступлении он рассказал об особенностях Государственной стратегии и практике поддержки НИОКР в Израиле.

Как оказалось, роль государства в предпринимательской жизни Израиля достоточно велика. Согласно статистике, Израиль занимает первое место по расходам на НИОКР в процентах от ВВП среди стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Не многие знают, что многие продукты (такие как флешки, ICQ), которыми мы пользуемся ежедневно – продукты израильских разработок.

Государство готово поддержать стартап на любом уровне его развития, если оно потенциально коммерциализируем. Однако, всё чаще на ранних этапах развития высоко технологичные стартапы вынуждены мыслить глобально и начинать расширяться в США и Европу.

Стоит учесть, что какие бы гениальные ученые не работали в израильских лабораториях, последнее слово всегда остается за менеджерами по бизнесу. Не всегда блестящий ученый является грамотным бизнесменом. Главное правило предпринимателя – целиться в нужды потенциального клиента, удовлетворять его потребности.

Еще один гость из США Гари Палин, генеральный директор Doherty Center for Entrepreneurship в университете Elon, пообщался с участниками школы с помощью прямой видеосвязи из Северной Каролины. Он так же с первых слов обратил своё внимание на то, идея продукта должна происходить из конкретных потребностей людей. В пример он привел случай со своей собакой, которую пришлось искать более трёх часов, когда та потерялась. Именно в этот момент, столкнувшись с такой проблемой, к нему пришла идея создания GPS датчика, встроенного в ошейник животного. Этот проект показался ему достаточно актуальным: ежегодно в Америке (да и в других странах) пропадают десятки тысяч собак. Та же идея вполне могла бы подойти для слежения за маленькими детьми и людьми с психическими отклонениями. Сразу открывается рынок, где покупателями становятся сразу несколько групп людей: и владельцы домашних животных, и родители детей младшего возраста, и медицинские учреждения.

Следуя из этого, Гари ответил на вопросы участников бизнес школы HSE{SUN} и дал несколько универсальных советов предпринимателям. первое и самое главное – акцентировать внимание на продукте, а не на рынке: какую пользу и кому принесет твоя идея? Чем она может помочь и какие проблемы решить? Кроме того, Гари сделал акцент на том, что должен ощущать каждый человек, занимающийся бизнесом. Это страсть: получать удовольствие от всего, что ты делаешь, наслаждаться результатами, вдохновляться самой работой, буквально гореть ей.  

Первым выступающим второго дня был Алексей Николаев – директор программы Intel по работе с вузами России и развитию технологического предпринимательства. На примере Intel он рассказал про опыт образовательных программ по стимулированию инновационной и предпринимательской деятельности.

Многим кажется, что стартаперы только и спрашивают: где найти деньги? На самом деле, в России  ситуация выглядит совсем иначе: множество инвесторов рады вложить свои деньги в потенциально успешные проекты, но не могут найти таких. Возникает парадоксальная ситуация: деньги есть, проектов нет. Во многом виновата неразвитая экосистема, в которой должны «вариться» стартаперы и инвесторы. Какой же знак должны получить инкубаторы? На самом деле, данная ситуация дает множество возможностей, поле работы для образовательных программ крайне велико. Многим кажется, что бизнес – это то, с чем надо родиться, и никакие обучающие программы здесь не помогут. Это заблуждение: по своей сути бизнес – это компиляция управленческого процесса и набора предметных знаний и «поведенческих моделей» для реализации этого процесса, ну и конечно само желание заниматься этой сферой деятельности.

Переходя непосредственно к программам Intel, необходимо начать с программы «Технологическое предпринимательство – от теории к практике». Её цель - создание среды для генерации предпринимательских hi-tech проектов.  Отличительные черты - сотрудничество и опыт Intel, UC Berkeley, российских вузов и институтов развития. Программа следует основным методические принципам: переходу от теории к практике, понимание того, что «предпринимательство – командный вид спорта», получение не только предметного образования, но и развитие личностных компетентностей.

Также Intel проводит множество выездных тренингов, направленных на обучение инновационному предпринимательству и стимулирование развития инновационной деятельности. Методика школы-тренинга состоит в следующем: за 3-5 рабочих дней с семинарами, консультациями и самостоятельными занятиями эксперты-практики проводят интерактивное и групповое обучение, в процессе которого отслеживается путь проекта от начальной стадии до конечного формирования.

Возможность реализации идеи – своего рода гипотеза, которую необходимо проверить по разным пунктам. Это востребованность продукта клиентами и рынком, осуществимость с помощью технологии и людей,   экономическая и социальная целесообразность. 

Основная сложность инновационного проекта и построения успешного бизнеса состоит в выделение фокуса. На что должен обращать первостепенное внимание предприниматель в первую очередь? Есть множество вариантов: продуктовое предложение, рынок и «точка входа», бизнес-модель, оценка стоимости компании и стратегия выхода, план-график построения компании и бизнеса. Задача Школы-тренинга – передать участникам основной инструментарий для формулирования гипотезы «продукт – рынок – бизнес-модель» и её проверки. Важно помнить: идея должна быть понятна не только вам самим, но и окружающим. Она должна быть проста настолько, чтобы е можно было объяснить в одном предложении.

Эстафету принял уже знакомый всем участникам Игорь Рождественский, который на этот раз рассказал про результаты сравнительного анализа, проведенного между hardware (высокотехнологичные проекты, делающие упор на новые материалы и устройства) и software (ПО, Интернет-продукты) стартапами.

Говоря о software, следует сказать, что индустрия развивалась в РФ так же, как и везде, поэтому технологический уровень соответствует мировому. Владельцы подобного бизнеса активно вкладываются в его развитие, что делает его глобальным. В свою очередь, индустрия hardware  пережила серьезный спад и разрушение в 1990х годах. Основные фонды устарели, тем не менее, владельцы весьма неохотно вкладываются в модернизацию. В основном, рынок ограничивается РФ.

Различаются и источники проектов: это зачастую индивидуальные молодые предприниматели, студенческие команды и «Взрослые» менеджеры компаний индустрии для  Software. И, в противовес им, НИИ, КБ и университеты, Заводы, совсем Редко – индивидуальные предприниматели и студенческие команды для Hardware продуктов.

Еще одно различие – защита интеллектуальной собственности. Бывает, защитить Software по-настоящему трудно. Однако, есть и плюсы: копирование в РФ сделанного за рубежом – один из способов развития хорошего бизнеса. В Hardware ситуация иная: ввиду общего упадка промышленности в РФ продукция нуждается сразу в мировой защите. Главные «точки» защиты – Юго-Восточная Азия. Тем не менее, всё равно остается вопрос: а чья собственность? Ученого, разработавшего проект, или НИИ, который предоставил все необходимое оборудование для получения данного результата?

Касаемо инвестиций ответ очевиден: оплата труда, компьютеры, каналы связи, маркетинг и другие начальные инвестиции software намного меньше, чем деньги, затраченные на создание прототипа, защиту ИС, компоненты производства и строительства (земля, проект, электричество, вода, разрешения). Кроме того, это дает возможность software выходить из производства или замораживать его без особых потерь.

Различия присутствуют даже на уровне команды: молодежь, наибольшим образом знакомая с Интернетом и современными разработками, понимают важность мобильности команды, в большинстве случаев владеют иностранным языком. Им в противовес выступает hardware – люди в возрасте, имеющие психологию советского времени, стремящиеся руководить компанией и отрицающие возможность продвижения её заграницу.

Всё это дает искажение в видении своего будущего и у тех, и у других. Тем не менее, грань между реальными и виртуальными продуктами стирается, и они больше не отделены стеной.

Далее своим опытом создания бизнес инкубаторов поделился Николай Савин – управляющий директор киевского бизнес инкубатора GrowthUp.

Николай начал рассказ с истории возникновения инкубатора. В середине двухтысячных украинские предприниматели понимали, что проект должен быть глобальным. Для того, чтобы вывести проект хотя бы с регионального уровня необходимы немалые финансовые вложения. Для этого нужно искать фонды, которые согласились бы профинансировать проекты. Для того, чтобы привлечь инвестиции, в то время проекту нужно было быть уже достаточно зрелым и состоявшимся, чтобы прибыть инвестора была на лицо. Это было возможно лишь на крупных рынках, для чего требовались капиталовложения. Круг замыкался.

Тогда, в 2006 году родилась мысль о том, что необходима некая экосистема, место, где предприниматели, начинающие новый бизнес, могли бы собраться и поделиться опытом друг с другом. Так и родилась идея бизнес инкубатора. Теперь человек может прийти в предпринимательскую среду, презентовать свою идею и получить feedback. Затем «обкатать» проект с людьми, готовыми помочь в этом, и снова показать проект, в этот раз уже инвесторам.

Участие в программе инкубатора бесплатно, занятия и краш тесты проводятся регулярно. Такие бизнес Линчи – основной формат работы с бизнес идеями в GrowthUp. На сегодняшний день большое достижение инкубатора состоит в том, что он стал крайне популярен в предпринимательской среде: порой на мероприятиях не хватает места для всех зрителей. На этот случай у команды организаторов появилась идея выездных мероприятий, которые помогают решать бизнес проблемы, подпитывают предпринимателей свежими бизнес идеями и дают множество новых полезных знакомств.

У многих возникает вопрос: как можно презентовать свою идею при других людях? Ведь её сразу могут украсть! Здесь не нужно бояться,  а нужно  понять: сама по себе идея ничего не стоит, пока вы не начнете активно воплощать её в жизнь. Если вы увидели, что кто-то «украл» у вас идею, подумайте: насколько же она проста, что её можно просто взять и воплотить в жизнь, причем за более короткое время, чем это делаете вы. Так почему бы начать активно действовать?

Еще один бизнес-инкубатор был представлен Антоном Титковым. Антон – директор межвузовского студенческого инкубатора «Дружба» в городе Томск. В 2011 году его бюджет составил около 1,2 млрд рублей, из которых практически половина была направлена на научно-исследовательские разработки. Он совершает свою деятельность уже с 2004 года и является первым среди подобных образовательных институтов, так как являет собой учебно-научно-инновационный комплекс. В отличии от многих других, данный инкубатор, организованный на основе Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники, делает упор не на IT сферу, а на электронику.

Цель инкубатора – увеличить поток проектов. В данный момент инкубатор предоставляет в аренду стартапам помещение (за умеренную плату). Время нахождения бизнеса в инкубаторе – 3 года, ежегодно выпускается 30% от имеющихся стартапов и на их места приходят новые.

В рамках университета проводятся образовательные программы, направленные на развитие новаторства и предпринимательства. Студенты объединяются в группы и разрабатывают свои проекты. У каждого – свой учебный план.

Создателям инкубатора «Дружба» есть чем гордиться. За 7 лет существования инкубатора было выпущено около 150 проектов от 314 участников, большую часть из которых составляют студенты, создано 50 предприятий.

Большой интерес участников вызвало появление Григория Бакунова, заместителя руководителя департамента разработки компании Яндекс, в качестве спикера. В самом начале он признался, что Яндекс работает со стартапами неохотно. «Мы не связаны с венчурными инвестициями, не вкладываем деньги просто так. В обмен на нашу поддержку вы можете предоставить право использования вашей технологии или информации, которую вы собираете, если, конечно, мы не находимся на конкурирующих позициях друг с другом».

«Наша компания также является выгодопреобретателем с первого момента сделки. Очень редко бывает, когда мы верим проекту и ждем результатов от него в течение какого-то времени. Важное замечание: в большинстве случаев деньги даются не под проект, а под команду. Иногда бывает, что продукт настолько хорош, что может быть встроен в корневую систему компании. В таком случае мы начинаем думать о 100% приобретении данного проекта».

«Не нужно приходить к инвестору с голой идеей. Идей – как грязи, а работать некому. Должен быть хотя бы проект. В данный момент Яндекс заинтересован в лингвистике, общей семантике, гео-информационных и околонаучных проектах. Кроме того, все больше Интернет компании пытаются проникнуть в мобильные телефоны и собрать как можно больше информации о пользователях из системы».

«Тем не менее, Яндекс может предложить стартапу достаточно многое. Это и технологическая помощь (сервера, консультации), и обмен данными, и даже покупка части компании за большие деньги. Иногда эта часть может быть равна нулю. В этом нет ничего удивительного. Помогая кому-то из этих стартапов, мы делаем Интернет лучше, а значит даем пользователю повод зайти в него снова и снова».

Продолжила тему инкубаторов Мария Адамян, в 2010-2011 возглавлявшая Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ.  Её выступление касалось развития партнерской сети инкубатора, основополагающие принципы которого - выбор основных компетенций Hard (офис+инвестиции) или Soft (ПО и сеть), открытость инкубатора, его специализация и источник(и) финансирования.

Цель создания/работы инкубатора может быть совершенно разной. К примеру, в НИУ ВШЭ это стимулирование молодежного технологического предпринимательства.  Для Digital October / Bricolage, проекта более высокого уровня, основная цель -   поток качественных проектов для инвестиционного фонда Bright Capital / Tomorrow Ventures.  Основные направления работы инкубатора выглядят следующим образом: это ведение образовательных программ, помощь в создании и развитии стартапов, помощь в привлечении финансирования, и конечно собственное развитие.  Где же находить наполнение обучающих программ:

В первую очередь партнерами становятся вузы,  профильные организации, ассоциации, клубы, профессиональные тренинговые организации и особое внимание следует учесть непосредственно опытным предпринимателям. кроме образовательной помощи, также необходимо оказывать финансовую поддержку. Помощь в привлечении инвестиций в стартапы могут оказать государственные фонды и программы, частные инвестиционные фонды, частные инвесторы (бизнес-ангелы) и зарубежные инвестиционные фонды.

Тем временем, мир не стоит на месте, необходимо развивать не тольк стартапы, но и систему, в которой они вращаются.

Собственному развитию инкубатора помогают такие вещи как международные связи с университетами и  другими инкубаторами, ориентация на лучшие практики, совместные программы с российскими инкубаторами и не только. Кроме того, крайне эффективным инструментом являются стажировки и конференции для сотрудников.

Объединение всех этих факторов поможет создать инкубатор, готовый выпускать действительно сильные и успешные бизнесы.

Следующий выступающий, Михаил Корнеев (один из создателей GreenfieldProject), решил разнообразить череду лекций с помощью небольшого обсуждения самых насущных проблем, волнующих каждый из стартапов. В конце него каждая из команд, на которые разбились участники, нашла решение, которое, возможно, поможет кому-то из участников справиться со сложившимися трудностями.

Проблемы, предложенные самими участниками, были следующими: низкий уровень осведомленности людей о принципах развития бизнеса, недостаток активности команд, отсутствие предпринимательской инициативы снизу, ограниченность команды инкубатора, недостаток хороших экспертов. С первой проблемой – низким уровнем знаний – было предложено бороться с помощью предоставления франшизы для местных СМИ, введение предпринимательства в школьную программу, создания и развития предприятий экосистемы. Маркетинговые стратегии, ликбез на уровне начальных курсов вузов, где бы рассказывалось о роли предпринимательства в истории и в наши дни, также способствовало бы повышению внимания со стороны молодой аудитории.

Касаемо недостатка активности команд, было решено, что их нужно стимулировать. Методы повышения активности – фильтрация проектов, ведь только успешные резиденты смогут заинтересовать бизнес-инкубаторы. Кроме того, любому делу необходимы примеры для подражания. Истории успеха, рассказанные людьми, поднявшими свои компании, вполне  смогут воодушевить молодых предпринимателей.

Проблему отсутствия инициативы снизу было решено уничтожить с помощью популяризации и пропаганды предпринимательства. Массовое краткосрочное обучение, либо добавление предпринимательства как предмета в школьной программе поможет избавиться от отрицательно имиджа этого понятия. Кроме этого было предложено снять административные барьеры и упростить вход на рынок для нового бизнеса.

Ограниченность команды инкубатора также оказалась проблемой для участников дискуссии. Обучение и образование, международный обмен, летние школы, целенаправленный отбор сотрудников и наращивание связей – все эти инструменты должны помочь усилить инкубатор и соответственно его резидентов. Кроме того, вариантом мотивации для инкубатора стало включение инкубатора в финансовую цепочку, по мнению одной из команд.

На вопросе недостатка хороших экспертов многие сошлись на том, что необходимо приглашать их оттуда, где они есть, возможно, даже из-за рубежа, одновременно с этим выращивая своих.  Создание среды для нетворкинга и введение такого инструмента как кросс–экспертиза (сетей экспертов+телемосты) дают возможность наладить личные связи и создают благоприятный фон для работы экспертов.  

Завершал марафон мастер-классов Джон Хартон, основатель и исполнительный директор MassChallange, международного конкурса стартапов и акселератор, цель которого - предоставить лучшим стартапам из разных стран мира необходимые для запуска и достижения успеха ресурсы. он рассказал с точки зрения ведения бизнеса в Америке и других стран, с чем приходится сталкиваться. «Мир – это единая система. И поддержка стартапов должна проводиться на международном уровне,  не только на уровне региона. Для работы бизнеса необходимо множество русурсов: покупатели, маркетологи, медиа. Найти их всех в одном месте было очень сложно.

Именно поэтому я решил создать место,  где бы сконцентрировались все возможные  представители бизнеса: юристы, инвесторы, предприниматели. Конечно, было необходимо как-то привлечь их, именно поэтому был учрежден первый приз в размере $1 000 000. большую помощь оказали волонтеры, которые были готовы работать бесплатно, лишь за идею. В конкурсе приняло участие 24 страны, 150 волонтеров. За 3 месяца было задействовано 3 офисных площадки. Проводились тренинги, office hours, и в конце концов судьи приняли свое финальное  решение. И не так важно, как прошло соревнование, кто получил приз. Для меня главное это то, нашли ли эти люди друг друга, смогли ли помочь друг другу в чем-либо.

Для кого-то покажется, что $1000000 это огромные деньги. На самом деле это не так. Для быстро растущего бизнеса это всего зарплата всем сотрудникам за пару месяцев.

Сейчас информация распространяется все быстрее и быстрее, мир ускоряется. Компания,  получившая тот миллион долларов, за короткий срок выросла в 90 раз, до 90 000 000 долларов! И дело даже не в том самом первоначальном миллионе. Главное – найти ресурсы, которые смогут работать без денег. Мне ежедневно пишут по 3-4 человека с просьбой дать им работу. Они готовы работать даже за еду. Я беру их, но и их приходится увольнять. Это самое жестокое – увольнять человека, которому ты даже не платил, то есть оценивать его ниже нуля.

Проблема всего мира и России в частности – сосредоточение большинства ресурсов в руках меньшинства людей. Именно поэтому возникают проблемы с безработицей. Но нужно что-то делать. Невозможно взять кусок пирога, которого не существует. Нельзя делать бизнес из ничего, нужна команда. Обязательно где-то должен быть тот самый пекарь, который его испечет. Сочетание сил разных людей может дать синергию удивительной силы».

 

Камила Мурсалимова